Классификация профессий Кьюдера — (происходит от лат. classis — разряд, facere – делать и profiteor – объявляю своим делом.) систематизационная модель, описывающая мир современных профессий по критерию профессиональных интересов. Были выделены следующие группы интересов: на открытом воздухе, механические (технические), вычислительные, научные, основанные на убеждениях, художественные (артистические), литературные (и музыкальные), социальный сервис, канцелярские занятия. Каждая конкретная профессия имела в своей основе одну или несколько групп интересов.
Классификация психодиагностических методик (от лат. classis – разряд, facere – делать и греч. psyche – душа, diagnosis – распознавание) — подразделение психодиагностических методик на основе психологических образований, на выявление которых они ориентированы. Классы: 1. Тесты достижений. 1.1. Тесты развития. 1.2. Тесты интеллекта. 1.3. Общие тесты достижений. 1.4. Школьные тесты. 1.5. Специальные тесты проверки функций и способностей. 2. Личностные метрические тесты. 2.1. Тесты структуры личности. 2.2. Установки и интересы тесты. 2.3. Клинические тесты. 3. Личностные неметрические (проективные) тесты. 3.1. Тесты толкований. 3.2. Вербально–тематические тесты. 3.3. Рисуночные и формосоздающие тесты.
Классификация типов темперамента Гиппократа — типология устойчивых динамических свойств деятельности, предложенная в VI в. до н.э. в учении древнегреческого врача Гиппократа. Здесь было постулировано, что в человеческом теле есть четыре основных элемента, пропорция которых определяет течение физических и душевных болезней. Доминирование какого–либо одного элемента проявляется как тип темперамента, носителя которого были обозначены как сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.
Классическая теория непрерывности сенсорного ряда — одна из двух основных теорий классической психофизики, характеризующаяся отвержением понятия сенсорного порога. Основным постулатом данной теории выступает предположение, что сенсорный ряд не является дискретным, структурируемым сенсорными порогами, а строится по принципу непрерывности, представляя собой непрерывный ряд различных степеней ясности. Согласно этой теории в каждый момент времени на сенсорную систему действует множество различных факторов, благоприятных или неблагоприятных для осуществления процесса распознавания какого–либо определенного стимула. В этих условиях возникновение ощущения зависит и от интенсивности раздражителя, и от имеющегося в момент действия раздражителя соотношения побочных факторов.
Классическое обусловливание — форма научения, исследованная И.П. Павловым. Характеризуется тем, что вместе со стимулом, закономерно вызывающим определенную реакцию, подается нейтральный стимул. В дальнейшем этот стимул приобретает значение условного раздражителя, автоматически запускающего ту же реакцию.
Кластерный анализ — математическая процедура, позволяющая на основе схожести количественных значений нескольких признаков, свойственных каждому объекту (например, испытуемому) какого–либо множества, сгруппировать эти объекты в определенные классы, или кластеры. Осуществляется путем вычисления расстояния между этими объектами прежде всего в терминах евклидовой метрики.
Клеточный ансамбль (от фр. ensamble – вместе) — объединение нейронов, специализирующихся на рецепции определенных свойств предметов и явлений окружающего мира. Существуют клеточные ансамбли первого, второго и третьего уровней. В частности, в зрительной коре кошки и обезьяны обнаружены нейроны, реагирующие одни — на линии определенной ориентации, другие — на линии определенного размера, третьи — на углы и т.д.
Клиенто–центрированная терапия (от греч. kentrоn — средоточие и theraрeia — лечение) — форма психотерапии. Характеризуется тем, что за счет поведения терапевта достигается обусловливание речевого поведения клиента. Терапевт ориентирован на рефлексию и приятие непосредственных переживаний клиента, это приводит к тому, что клиент все больше и свободнее выражает свои чувства.
Клиническая психология (от греч. kline – постель, койка) — раздел психологии, посвященный психологическим отклонениям и психологическим особенностям людей, включенных в лечебный процесс. Основными задачами клинической психологии являются: диагностика отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, коррекция отклоняющихся форм поведения, психопрофилактика, психотерапия и социальная реабилитация пациентов, имеющих психопатические, психосоматические или пограничные расстройства, исследование психических больных.