Категориальность восприятия — способность к выделению в перцептивном пространстве определенных областей, имеющих более или менее очерченные и устойчивые границы. При этом четкость данных границ тесно связана с перцептивными задачами, решаемыми индивидом.
Катексис — психоаналитическое понятие, обозначающее направленность психической энергии (либидо) на объект и фиксацию на нем. В качестве объекта может выступать реальный предмет, идея, форма поведения.
Каузальная атрибуция (от лат. causa – причина и attribuo – наделяю) — феномен социального взаимодействия. Интерпретация индивидом причин поведения других людей. Под действием мотивационных факторов существенно отклоняется от логически обоснованных форм. В исследованиях выявлены отдельные закономерности каузальной атрибуции, в частности следующая: если неудачи приписываются внешним событиям, а удачи — внутренним, то это оказывает мотивирующее влияние на деятельность.
Каузально-динамический анализ — методологическая стратегия. Предназначен для выделения "единицы" психического: в отличие от обычного анализа, разлагающего целое на составные элементы, в которых потеряно качество целостности, в каузально–динамическом анализе рассматривается такой минимальный элемент, в котором еще представлено целое. При таком подходе должны выполняться следующие условия: анализ процесса, а не предмета; раскрытие каузально–динамической связи, а не внешних признаков; анализ процесса развития.
Качества Х. Эренфельса — феномены восприятия. Ряд гештальт–качеств: — качество "сверхсуммативности" (в целостном предметном восприятии есть признаки, которые отсутствуют в восприятии частей); — качество "транспозитивности" (образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, например, если это — разные тональности одной и той же мелодии, и может теряться, даже если все элементы сохраняются, например, воспроизведение нот мелодии с конца фразы).
Кесарево безумие (от лат. Caesar – титул императоров) — форма психоза. Понятие использовалось Тацитом в его "Истории" по отношению к Калигуле и Нерону. Проявляется прежде всего в патологической жестокости. Возникновение обусловлено вседозволенностью и произволом нераздельной власти.
Кинестезии речевые — афферентные импульсы, которые идут от периферических органов речи в кору головного мозга. Возникают не только при внешней речевой активности, но и при выполнении умственных действий, когда может происходить повышение тонуса речевой мускулатуры и возникновение двигательной импульсации из–за скрытого проговаривания слов. Выполнение трудных или новых задач связано с повышением уровня речевых кинестезий, а при автоматизации умственных операций этот уровень существенно уменьшается. Для изучения речевых кинестезий, как правило, используют электромиограф, регистрирующий двигательную активность с губ, языка, гортани.
Кинестезические ощущения (от греч. kineo – двигаюсь и aisthesis – ощущение) — ощущения, дающие информацию о движении и положении собственного тела, возникающие при раздражении проприорецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах и связках. Импульсы, возникающие в проприорецепторах идут по центростремительным путям через задние корешки спинного мозга в подкорковые ядра (таламус), затем в заднюю часть центральной извилины коры, которая представляет собой корковое ядро двигательного анализатора. При этом часть проприорецепторных импульсов передается в ретикулярную систему ствола мозга и мозжечок.
Классификации памяти Э. Тульвинга — схема мнемического процесса, включающая три вида долговременной памяти: 1. Процедурную память, в которой хранятся связи между стимулами и реакциями (рефлексы, навыки); 2. Семантическую, хранящую систематизированное знание субъекта о символах, их значениях, о взаимоотношениях между ними, о правилах манипулирования этими символами; 3. Эпизодическую, в которой хранится информация о целостных событиях, имеющих всегда автобиографический характер, и о связях между ними.
Классификация жестов Экмана и Фризена.На основе выделения трех типов кодирования информации в общении (внутреннего, иконического и условного) были выделены следующие виды жестов: эмблемы–жесты, имеющие языковый эквивалент и достаточно точное значение для определенной социальной группы; иллюстративные жесты–движения, сопровождающие высказывание (дирижирующие, указательные, ритмические, кинетографические, пиктографические, эмблематические); адапторы, способствующие снятию внутреннего напряжения (самостимулирующие, направленные на другого человека, направленные на предмет); регуляторы, использующиеся для контроля и координации общения; аффективные, служащие для выражения чувств и эмоций.