Дескриптивная психология (от англ. descriрtive – описательный, наглядный, греч. psyche – душа и logos – учение) — ряд направлений объяснительной психологии. В противоположность экспериментальной психологии, здесь делалась попытка описать и понять психологические феномены сами по себе, не редуцируя их к внепсихологическим явлениям.
Дескриптивный бихевиоризм (от англ. descriрtive – описательный, наглядный и behaviour – поведение). Этот подход характеризовался тем, что в нем использовались не просто описания наблюдений и отношений между наблюдаемыми фактами, а достаточно формализованный математический аппарат, основанный на определенных аксиомах и правилах вывода.
Детектор лжи — аппаратурный комплекс, служащий для объективной регистрации физиологических показателей КГР, ЭЭГ, тремора, плетизмограммы в целях анализа эмоциональных ответов на стимулы, предъявляемые во время беседы, допроса. Сознательный контроль вегетативных функций, связанных с переживанием тех или иных эмоций, для нетренированных испытуемых практически недоступен, в силу чего по получаемым показателям можно сформулировать диагноз эмоциональной динамики во время диалога. Показатель эффективности это процедуры достигает 70%. Но трудности его применения связаны с тем, что уже сама процедура допроса может вызвать сильные эмоции (страх, тревога, депрессия), которые невозможно отличить от "реактивных".
Детерминирующая тенденция — понятие, обозначающее психическое состояние, возникающее при поставки задачи и определяющее направленность и избирательность мышления. Постулируется, что "детерминирующуя тенденция " сама обусловлена, во–первых, конечной целью (искомое задачи), во–вторых, инструкцией (требования к искомому).
Детская гиперактивность — отклонение от возрастных норм онтогенетического развития. Характеризуется невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью в социальном поведении и интеллектуальной деятельности и повышенной активностью при нормальном уровне интеллектуального развития. Все это приводит к слабой успеваемость в школе и низкой самооценке. Первые признаки гиперактивности могут наблюдаются в возрасте до 7 лет. Причинами возникновения гиперактивности могут быть органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно–мозговые травмы), генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего контроля.
Детская психология — отрасль психологии, посвященная исследованию закономерностей психического развития ребенка. Основным предметом анализа являются движущие причины и условия онтогенетического развития отдельных психических процессов, в том числе формирования различных типов деятельности ребенка. Основными экспериментальными стратегиями являются поперечные исследования, когда анализируется динамика развития одного и того же психического процесса одновременно у детей разных возрастных групп, и продольные, когда анализируются психологические особенности одних и тех же детей на протяжении длительного времени.
Детские притязания — готовность ребенка к самоутверждению. Обусловлены развитием его самосознания, развивающегося в раннем возрасте на основе усвоения социальных норм.
Детский анимизм — представления детей, согласно которым даже неживые объекты обладают одушевленностью. По данным американского психолога М. Берзонски, это явление наиболее характерно для детей 5 летнего возраста и пропадает вместе с дальнейшим социально–когнитивным развитием.
Детский психоанализ (от греч. psychе – душа, analysis – разложение, расчленение) — психоанализ, в котором в качестве пациента выступает ребенок. В разработках А. Фрейд, М. Малера, П. Нойбауэра были сформулированы условия, необходимые для проведения детского психоанализа. Это: –адаптация психоаналитической техники к возрасту; –терапевтический союз не только с пациентом, но и с его родителями; –постоянный обмен информацией между родителями и психоаналитиком.