Выученная беспомощность (learned helplessness) — особенность поведения, приобретаемая при систематическом негативном воздействии, избежать которого нельзя. Характеризуется тем, что наступает торможение моторной активности, ослабляется биологическая мотивация, теряется способность к научению, появляются соматические расстройства. Имеет тенденцию к генерализации, возникнув в одной сфере жизнедеятельности, переносится на другие — происходит отказ от попыток решения задач, которые могут быть решены на основе внутренних ресурсов. Приводит к депрессии.
Вюрцбургская школа — направление в немецкой психологии, возникшее в начале ХХ в., которое возглавил его О. Кюльпе. В данную школу входили: А. Майер, И. Орт, К. Марбе, К. Бюлер, Х. Уатт, Н. Ах, А. Мессер. Философской основой выступали идеи позитивизма, критического реализма, феноменологии Э. Гуссерля. Были проведены новаторские исследования мышления (Н. Ах), в которых использовалась регламентированная методика предъявления задач и "метод систематического экспериментального самонаблюдения".