|
Главная » Наша база знаний» Психологический словарь | |
В разделе объявлений: 840 Показано объявлений: 681-690 | Страницы: « 1 2 ... 67 68 69 70 71 ... 83 84 » |
Метод мозгового штурма — форма стимулирования творческой активности. Высказывание идей и предложений по решению поставленной изобретательской или рационализаторской задачи, которое осуществляется в группах из 5–12 чел. При этом действуют следующие правила работы группы: свободное высказывание максимального числа идей, в том числе и вполне фантастических; запрещение критики; одобрение всех оригинальных идей; доработка всех высказанных идей. Для каждого выступления выделяется достаточно короткое время (1–2 мин.) и действует установка делать сообщение так, чтобы мог понять и неспециалист.
|
Метод мотивационной индукции (от лат. inductio – выведение) — вербальная методика. Осуществляется в два этапа. На первом этапе при помощи завершения незаконченных предложений выявляются мотивационные объекты индивида. На втором этапе эти объекты испытуемым располагаются на временной шкале. На основе применения этой методики выявлены восемь мотивационных категорий: 1) S — аспект личности субъекта (представления о себе, способности, черты характера); 2) SR — деятельность, объектом которой выступает сам субъект (развитие личности); 3) R — деятельность, направленная на то, чтобы произвести ожидаемый результат (профессиональная деятельность); 4) C — социальные контакты; 5) E — познавательная деятельность; 6) T — религиозная мотивация; 7) P — приобретение собственности; 8) L — развлечения, игра, досуг.
|
Метод объективного наблюдения — стратегия исследования с фиксацией определенных характеристик процесса без вмешательство в его течение. Может быть ориентирован на регистрацию актов поведения и физиологических процессов. Как правило выступает в качестве предварительного этапа перед планированием и осуществлением экспериментального исследования.
|
Метод позитронно–эмиссионной томографии (от греч. tomos – часть, grapho – пишу) — метод исследования мозговой активности in vivo. Осуществляется при помощи введения радиоактивных веществ, имеющий короткий период полураспада (от 2 до 45 мин.). Особенно интересные данные были получены в исследованиях работы мозга при шизофрении, аффективных и обсессивных расстройствах.
|
Метод полярных профилей (от греч. polos – ось, полюс и фр. profil – очертание) — способ оценивания, разработанный Ч. Осгудом и модифицированный П. Хофштеттером. Характеризуется использованием набора биполярных шкал, где полюса представлены антонимами, в качестве которых чаще всего фигурируют прилагательные (например, быстрый — медленный, сильный — слабый). При помощи этого метода испытуемым могут оцениваться понятия, социальные установки и стереотипы. Но основные выводы делаются в отношении его самого. По сравнению с методом семантического дифференциала данный метод значительно проще, так как здесь не происходит объединения частных оценочных категорий в какие-либо группы посредством факторного анализа.
|
Метод приемных детей — психогенетический метод, позволяющий судить о влиянии генетических и средовых факторов на вариативность изучаемого признака путем установления сходства усыновленного ребенка с его биологическими и приемными родителями. Биологические родители имеют в среднем 50% общих с ребенком генов, но живут в другой социальной среде; приемные же родители не имеют с ребенком общих генов, но живут в той же среде.
|
Метод проб и ошибок — форма научения, основанная на закреплении случайно совершенных двигательных и мыслительных актов, за счет которых была решена значимая для животного задача. В следующих пробах время, которое затрачивается животным на решение аналогичных задач в аналогичных условиях, постепенно, хотя и не линейно, уменьшается, до тех пор, пока не приобретает форму мгновенного решения. В дальнейшем более точный анализ поведения методом проб и ошибок показал, что оно не является полностью хаотическим и нецелесообразным, как считал Торндайк, но интегрирует в себе прошлый опыт и новые условия для решения задачи.
|
Метод регистрации электрокардиограммы — метод регистрации биоэлектрической активности сердечной мышцы, который в психологии используется для анализа вегетативных сдвигов.
|
Метод репертуарных решеток (method of repertory grid) — исследовательская методика, основанная на теории личностных конструктов Дж. Келли и предназначенная для анализа личности. Испытуемый оценивает набор объектов, в качестве которых фигурируют прежде всего значимые для него люди, с помощью набора конструктов (оценочных шкал). Как правило, и объекты и наборы конструктов продуцируются им самим. Типичной инструкцией является задача два объекта из трех объединить по какому–то свойству, которое отличает их от третьего объекта, после этого надо прописать использованное для категоризации свойство. За счет дальнейшей факторизации полученных данных строится уникальная структура личностных конструктов индивида.
|
Метод самонаблюдения — стратегия получения эмпирических психологических данных при наблюдении за самим собой. Элементы этого метода лежат в основе любого научного исследования. За счет сопоставление результатов самонаблюдения, представленных в более или менее вербализированном протоколе о текущей индивидуальной жизни, с аналогичным отображением самонаблюдения других людей, происходит постулирование их принципиального родства и согласование с внешними проявлениями.
|
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|