Научная организация труда ( НОТ ) — управление производственным процессом на основе системного анализа. К задачам, которые решаются в рамках НОТ, относятся: 1. Совершенствование форм разделения труда; 2. Улучшение организации рабочих мест; 3. Рационализация методов труда; 4. Оптимизация нормирования труда; 5. Подготовка рабочих кадров.
Невербальная коммуникация (от лат. verbalis – устный и лат. cоmmunicatiо – общаться) — поведение, сигнализирующее о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях общающихся индивидов. Является дополнительным источником информации к собственно вербальному сообщению. Выделяют следующие формы: -паралингвистические компоненты к которым относятся неязыковые звуки (вскрики, стоны, оханья) и такие признаки, как высота и интенсивность звука, тембр речи. Кроме того как эмоциональные индикаторы (в частности напряжения) могут выступать запинки, оговорки, паузы и молчание; -мимические выражения; -кинестезические выражения (поза, телодвижения); -движения глаз (частота и длительность фиксации глаз другого человека); -проксемику (характеристики межличностной дистанции).
Неврастения — форма невроза, которая может возникать в результате перенапряжения или перенесенных инфекций (у детей) и характеризуется развитием синдрома раздражительной слабости, к которому относятся плохая переносимость сильных раздражителей, подавленное настроение. Из–за повышенной утомляемости и ухудшения концентрации внимания происходит нарушение работоспособности. Часто наблюдаются плохой сон, головные боли, сексуальные нарушения.
Невроз навязчивых состояний — форма невроза, вероятность возникновения которого наиболее велика у людей с тревожным, ригидным, мнительным характером. Характеризуется развитием навязчивых мыслей, воспоминаний, движений и действий, страхов (фобий), к которым относятся кардиофобия, канцерофобия, страх покраснения.
Невроз страха — форма невроза, который развивается в ответ на психические травмы и в котором синдром страха является ведущим. При этом чувство страха может носить либо нелокализованный характер, либо быть связанным с определенным органом тела или с конкретной ситуацией, как, например, страх высоты, замкнутых пространств.
Неврозы (от греч. neuron – жила, нерв) — пограничные нервно–психические расстройства, которые не обусловлены психотическими состояниями. В возникновении неврозов существенную роль играют биологические факторы, такие как наследственность, соматические заболевания, социально–психологические факторы, прежде всего касающиеся неблагоприятных семейных обстоятельств, а также особенности личности и эмоциональные переживания. Клиническая картина неврозов включает в себя как соматовегетативные расстройства, так и отрицательные субъективные переживаниями (тревога, ощущение собственной неполноценности). Среди неврозов принято выделять неврастению, невроз страха, истерический невроз и невроз навязчивых состояний. Для лечения неврозов наряду с медикаментозными воздействиями используют различные формы психотерапии.
Негативизм (от лат. negatio – отрицание) — нежелание подвергаться воздействиям других людей, обусловленное не логикой реализации собственных задач, а отрицательным к ним отношением. Негативизм обусловлен действием психологической защиты в ответ на воздействия, которые противоречат внутренним смыслам субъекта. Чаще всего проявляется у детей по отношению к требованиям взрослых, которые не учитывают их внутренние потребности, прежде всего связанные с формированием самосознания. Негативизм может выражаться как в отказе выполнять предъявляемые требования, так и выполнении действий, противоположных требуемым.
Негативизм детский — форма общения ребенка, в которой он делает попытки отстоять права своей личности путем противодействия требованиям окружающих. Может проявляться в упрямстве, грубости, в замкнутости.
Негативные эмоции — эмоции, основанные на неприятных субъективных переживаниях. Приводят к реализации адаптивного поведения, направленного на устранение источника физической или психологической опасности. В рамках когнитивной психологии и психотерапии их специфика определяется через те или иные интеллектуальные действия. Виды: — гнев возникает при возникновении препятствий на пути достижения цели и служит для пробуждения энергии, требующейся для разрушения препятствия; — печаль возникает в ситуации потери значимого объекта и служит к снижению уровня энергии для дальнейшего ее использования; — страх помогает избежать опасности или мобилизоваться для нападения; — презрение поддерживает собственную самооценку и поведение доминирования; — застенчивость сигнализирует о потребности в уединении и интимности; — чувство вины устанавливает подчиненную роль в социальной иерархии и свидетельствует о возможности потери самоуважения; — отвращение приводит к отталкиванию вредных объектов.
Недирективная терапия (от лат. dirigere – направлять и греч. theraрeia – лечение) — форма психотерапии. Характеризуется тем, что в ней нет попыток поставить диагноз, дать интерпретацию, но всеми средствами создается атмосфера тепла, приятия, понимания. Считается, что это создает условия для мобилизации пациентом собственных сил для решения психологических проблем. Основными приемами выступают — позитивное оценивание, эмпатийное понимание, конгруентность.