Микрогенез зрительного восприятия — фазы построения зрительного образа объекта, начиная с пространственной и временной локализации предметна восприятия до выделения в нем частных особенностей.
Микродвижения глаз — движения глаз с амплитудой до 20–30 угловых минут во время фиксации взора, не обусловленные задачами распознавания. Среди них выделяют тремор, дрейф и микросаккады, или флики.
Микропсия (от греч. mikros – малый и opsis – зрение) — субъективно воспринимаемое уменьшение размеров удаленных предметов. Может быть обусловлена поражением теменно–затылочных отделов зрительного анализатора.
Мимико–жестовая речь — средство общения глухих с помощью жестов и мимики, имеющих экспрессивный и обозначающий характер. Каждое понятие приписано к определенному жесту, но родовидовые отношения между этими понятиями могут быть другими, чем в нормальной разговорной речи. Например, разные конструкции часов (настенные, карманные, ручные) соотносятся с разными жестами, и наоборот, один и тот же жест может обозначать и предмет, и действие (топор — рубить). Конструкция предложения в мимико–жестовой речи также имеет свою специфику: на первое место ставится предмет, затем — его качество, после объекта указывается действие, которое на него направлено. Мимика часто выступает как семантическая единица высказывания.
Минимальные мозговые дисфункции — понятие, обозначающее легкие расстройства поведения и обучения без выраженных интеллектуальных нарушений, возникающие в силу недостаточности функций центральной нервной системы, чаще всего резидуально–органической природы.
Мифологизация Я (от греч. mithos – сказание) — теоретический конструкт, служащий для объяснения возникновения шизофренической симптоматики. Включение защитных мероприятий в условиях непереносимого чувства вины — "отступление" Я перед неассимилированным содержанием. Происходит уход сознания от того содержания, которое не может быть ассимилировано из–за несовместимости с принимаемыми ценностями, например, когда в определенной ситуации в сознание проникает очень сильный побудительный импульс, который не соответствует этическим установкам индивида и поэтому вызывает чувство вины. Индивид ощущает себя уже не как автономного деятеля, но как арену для действия чуждых сил. Его переживания теряют Я–качество, т.е. становятся "чужими", "сделанными". При этом отстранение от чувства вины происходит за счет идентификации с архетипическими, мифологическими образами. Я индивида как бы погружается в коллективное существование, свободное от вины. По своим механизмам стоит близко к понятию проекции.
Мифомания (от греч. mithos – сказание) — болезненная склонность искажать действительность, лгать, рассказывать выдуманные истории. Для маленьких детей такая тенденция является достаточно естественной, т.к. они еще не могут с уверенностью различать мир собственных мечтаний и действительность (мнимая лживость).
Младенческий возраст — период жизни ребенка между его рождением и достижением годовалого возраста. В младенческом возрасте выделяют три этапа: новорожденность (первый месяц жизни), когда ребенок подготавливается к эмоциональному общению со взрослыми, первое полугодие, во время которого ведущей деятельностью становится ситуативно–личностное общение со взрослым, и второе полугодие жизни, когда ведущей становится предметно–манипулятивная деятельность. Завершение младенчества связано с "кризисом первого года", свидетельствующим о формировании личности ребенка.
Младший школьный возраст — период жизни ребенка от 6–7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I – IVклассы) современной школе. Для этого возраста характерно, что в качестве ведущей у ребенка формируется учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. В рамках учебной деятельности возникают два основных психологических новообразования этого возраста — возможность произвольной регуляции психических процессов и построение внутреннего плана действий.