Комплексное мышление — понятие, использовавшееся Л.С. Выготским для обозначения стадии в развитии понятий ребенка, находящейся между синкретами и истинными понятиями, характеризующиеся эмпирическими обобщениями на основе воспринимаемых отношения между предметами. Им было выделено пять форм комплексов: 1. В ассоциативном комплексе объединяются разнородные предметы, связанные с образцом по любому признаку; 2. Комплекс–коллекция представляет собой объединение разнородных предметов, имеющих общность по какому–либо одному, обычно практическому признаку; 3. Цепной комплекс образован на основе временного объединения отдельных предметов при наличие у них парных соответствий признаков; 4. Диффузный комплекс формируется на основе одного признака, но часто не имеющего универсальный характер; 5. В псевдопонятиях обобщение имеет единое основание, но существенно зависит от чувственно воспринимаемой картины отношений.