|
Главная » Наша база знаний» Психологический словарь | |
В разделе объявлений: 840 Показано объявлений: 391-400 | Страницы: « 1 2 ... 38 39 40 41 42 ... 83 84 » |
Дрейф — относительно медленные микродвижения глаз с амплитудой от 0,8 до 10 угловых мин./с. и амплитудой 3–30 угловых мин., служащие дестабилизации ретинального изображения. Препятствует появлению "пустого поля", когда объект перестает восприниматься.
|
Дружба — личностные отношения между людьми, обусловленные духовной близостью, общностью интересов. В силу того, что в дружбе очень большую роль играют эмоциональные переживания, ее формирование и развитие зависит от частоты контактов, принадлежности к одной группе, совместной деятельности. Если детская дружба, характеризующаяся эмоциональной привязанностью, основана прежде всего на совместной деятельности, то с возрастом формируется подлинная потребность в другом человеке как личности, основанная на развитии потребности осознать самого себя, соотнести свои переживания с переживаниями другого человека. На этой основе осуществляются усиленные поиски друга, и возникает возможность его идеализации. Для взрослого человека основания для дружбы имеют более дифференцированный характер, так как дружеские чувства могут быть локализованы в любовных, семейных или родительских отношениях.
|
Дуализм (от лат. dualis – двойственный) — философское учение, в котором постулируется действенное начало и материального, и духовного. В частности, по Декарту, есть две субстанции — материя, основным свойством которой является протяжение, и дух, основанный на мышлении. При решении антропологической проблемы он выдвинул гипотезу взаимодействия этих субстанций, в котором в качестве посредника между телом и душой рассматривалась шишковидная железа мозга. В психологии дуалистические принципы были реализованы прежде всего в учении психофизического параллелизма
|
Дуалистический интеракционизм (от лат. dualis – двойственный и англ. interaction – взаимодействие) — методологическая позиция, в рамках которой постулируется онтологическая реальность и идеального, и материального, между которым должны исследоваться возникающие взаимоотношения.
|
Дуальное единство — понятие, обозначающее чрезмерно близкий, невротический контакт, возникающий в некоторых любовных парах, и основанный на регрессии эмоциональной сферы до тех переживаний, которые были сформированы в раннем детстве в отношении собственной матери. В частности, такая эмоциональная взаимозависимость характерна для алкоголиков или наркоманов.
|
Е волна (от англ. expectation ожидание) — отрицательное изменение электрического потенциала в передних отделах коры мозга между действием настраивающего сигнала и пускового, требующего какую либо реакцию испытуемого, которое свидетельствует о состоянии готовности действовать при восприятии сигнала. Е волна возникает через 0,5 с. после действия настраивающего сигнала. Ее амплитуда прямо связана со скоростью требуемой двигательной реакции, а также с напряжением внимания или воли, что позволяет рассматривать ее как проявление действия механизмов произвольного поведения человека.
|
Евгеника (от греч. eugenes – породистый) — улучшение человеческого вида за счет контроля за генофондом. Одной из основных задач ставится задача повышения рождаемости одаренных людей. Основные разработки ведутся в следующих направлениях: расшифровка генома человека, оплодотворение в пробирке, генная инженерия и др. Основывается на данных генетики и психогенетики.
|
Единица анализа психического — методологическое понятие. Представляет собой попытку выделить в психической жизни такие образования, которые не могут быть расчленены на более мелкие без потери качественности психического, с одной стороны, и видовые вариации которых дают удовлетворительное описание и прогноз течения психологических процессов, с другой. В истории психологии в качестве единиц анализа фигурировали ассоциация, поведение, гештальт, потребность, деятельность, общение, взаимодействие и пр.
|
Естественный эксперимент — экспериментальная стратегия, характеризующаяся тем, что проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, но он не знает, что участвует в исследовании. За счет этого достигается большая чистота эксперимента. Основными методами являются наблюдение и беседа с испытуемым, результаты чего обрабатываются качественно. Вариантом естественного эксперимента является психолого–педагогический эксперимент, или экспериментальное обучение, где изучение психических особенностей школьника, подлежащих формированию, осуществляется в процессе обучения и воспитания.
|
Желание — субъективная характеристика мотивационного процесса, в которой ключевым переживанием субъекта выступает его целеориентированность.
|
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|